Выявление и преодоление коммуникативных барьеров

Выявление и преодоление коммуникативных барьеров

Поделиться

Если поймете, как эмоциональный интеллект, стиль разговора, барьеры, пол и культура влияют на общение, сможете испытать достаточно близкие отношения. Чтобы понять, как эффективно работает коммуникация, человек должен сначала понять некоторые вещи, делающие коммуникацию неэффективной. Как только человек поймет и определит факторы, мешающие эффективному общению, сможет преодолеть сложности, изучив некоторые эффективные коммуникативные стратегии.

Выявление и преодоление коммуникативных барьеров

Коммуникация в узком смысле слова подразумевает определенное взаимодействие, обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями.

В широком смысле коммуникация рассматривается как информация, тесно увязанная с конкретным поведением собеседников.

Означает, что общение – отношения как минимум двух индивидов, взаимное информирование каждого предполагает налаживание совместной деятельности. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она принята, понятна, осмысленная, обдуманна.

Барьер общения – психологический феномен, представляющий собой определенные трудности, проявляющиеся в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую сложности коммуникации могут образовать повод для конфликта или стать препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.

Психология общения подразумевает множество различных способов установки и отладки различной коммуникации между людьми. Безусловно, рассматривая всевозможные способы, реально заметить, что общим знаменателем является выявление и преодоление коммуникативных барьеров в процессе построения разговора.

Пол и общение

Гендер и культура влияют на коммуникацию. Потому что люди, принадлежащие к другому полу или имеющие иное культурное воспитание, практикуют разные способы самовыражения при общении, что может затруднить понимание. Между полами в культуре существуют различия, начинаются с того, как человек создает собственную концепцию «я».

Мужчины ищут социальные сравнения там, где женщины ценят самооценку. Уверенность также формируется по-разному у женщин и мужчин. Мужчины обретают уверенность благодаря достижениям, а женщины – благодаря связям с другими людьми. Два основных различия влияют на процесс общения представителей обоих полов.

Мужчины больше ориентированы на результаты и решение проблем, тогда как женщины хотят чувствовать эмоциональную связь и меньше беспокоиться о решениях. Разрыв в общении может привести к недопониманию и формированию барьеров между полами.

Пример гендерного недопонимания может произойти, когда пара переезжает на новое место, как происходит с семьей военного. Когда пара впервые переезжает в новый дом, женщина может чувствовать себя неуверенно, стремится с кем-нибудь поговорить и искать способы протянуть руку, чтобы завести новых друзей. Если муж отсутствует и с ним можно связаться только по телефону или электронной почте, жена может пожаловаться, надеясь на открытое внимание и сочувствие. Реакция мужа, скорее всего, будет состоять в решении проблемы: предложить жене поговорить с другими женами в отряде; съездить домой, чтобы она смогла пообщаться с родными и близкими.

В подобном случае жена может рассердиться на мужа. Потому что муж не понимает, что жене банально необходимо выговориться. Другими словами, жена стремится отыскать активного слушателя, способного понять ее эмоциональный настрой.

В новой ситуации, жена хочет снова повысить самооценку. Для мужа, выстраивающего самооценку на основе достижений, переезд может повысить чувство собственного достоинства.

В результате, жена чувствует себя робко, а муж наиболее уверен.

Культура и общение

Культура играет аналогичную роль в общении. Культурная идентичность состоит из этнической принадлежности, культуры (ценностей, традиций, социальных и политических отношений и мировоззрения, разделяемых группой людей), пола, возраста, убеждений, ценностей и того, в какой степени человек идентифицирует себя с культурой, где родился и вырос. Вера в то, что собственная культура превосходит другие культуры способна сформировать определенные коммуникационные барьеры, блокирующие эффективное общение. Отсутствие интереса к изучению культуры, как правило, приводит к барьерам в общении, невозможных преодолеть без усилий.

Пример культурных барьеров можно увидеть между североамериканской и латиноамериканской культурами. Для североамериканцев личное пространство начинается на большем расстоянии, чем для латиноамериканцев. В подобной ситуации латиноамериканец воспримет близкое расстояние, как сексуальное домогательство со стороны североамериканца. Потому что североамериканец думает, что латиноамериканец стоит слишком близко, чтобы просто быть дружелюбным.

Латиноамериканец, вероятно, не осознает причиняемый дискомфорт североамериканцу. Аналогичное верно в обратном порядке. Латиноамериканец может найти североамериканца сдержанным и подумать, что он не любит его. Дальнейшее недопонимание может произойти, если оба человека осознают культурные различия и пытаются компенсировать тем, что больше походит на другую культуру.

Если латиноамериканец знает, что для североамериканца личная граница начинается на наиболее дальнем расстоянии, он может отступить. Если североамериканец знает, что принято стоять ближе и находиться в его социальном пространстве, то подумает, что латиноамериканец его не любит.

Если то же самое сделать напротив, североамериканец стоит рядом, латиноамериканец может воспринять жест как аванс и почувствовать себя некомфортно. В итоге североамериканцы могут подумать, что латиноамериканцы их не сильно любят.

Этноцентризм и коммуникация

Люди возводят барьеры, затрудняющие общение с людьми, имеющими иные взгляды или происхождение. Одним из барьеров является этноцентризм, полагающий, что одна этническая принадлежность и культура (обычно собственная) превосходят остальные этнические группы и культуры. Барьер может привести к тому, что люди разных культур не смогут правильно общаться, потому что этноцентричный человек не хочет понимать культуру другого человека, что затрудняет наличие общей отправной точки для общения.

Пример этноцентризма имел место до и во время Холокоста. Немецкий народ заставили поверить, что немцы – лучшая этническая принадлежность, и никакие другие нельзя терпеть. Возможно, все началось с разделения школ, лишения работы и других вещей, усложнявших жизнь другим людям в стране, особенно евреям, но в итоге все превратилось в резню невинных людей.

Отсутствие этнической терпимости может происходить от человека к человеку или на уровне всей страны. От человека к человеку может быть не опасно или смертельно для жизни, но способно привести к тому, что два человека не поладят. На уровне страны этноцентризм может сделать жизнь невыносимой и стать ужасной частью истории.

Дискриминация и общение

Барьером, тесно связанным с этноцентризмом, является дискриминация, когда человек пытается исключить или дистанцироваться от людей из других групп. Дискриминация идет дальше этноцентризма, потому что человек не желает взаимодействовать с людьми вне своей группы, которые могут быть пола, расы или сексуальной ориентации. Человек, дискриминирующий группу людей, не дает себе шанса преодолеть собственный этноцентризм и двигаться к пониманию.

Дискриминация происходит ежедневно по многим причинам. Иногда дискриминация происходит из-за цвета кожи, а иногда из-за внешнего вида, стиля одежды, манеры общения и т.д. Женщины, гуляющие с родителями и детьми и выглядящие моложе, могут подвергаться дискриминации, потому что люди думают, что они матери-подростки. Дискриминация приводит к тому, что молодо выглядящая мать не имеет возможности сказать: «Мне 25, моему старшему 2 года, и мы приезжаем из другого штата. Сегодня первый раз, когда увидели родителей за 6 месяцев».

Дискриминация может заключаться в чем-то простом, к примеру, во взглядах окружающих или в отказе обслуживания в ресторане, потому что официант не считает, что человек заслуживает обслуживания.

Стереотипы и общение

Стереотипы часто являются барьером, подпитывающим дискриминацию, поскольку чрезмерно упрощают взгляды другой группы людей. Примером стереотипизации может быть мнение, что все афроамериканцы воруют телевизоры, потому что человек видел в новостях случай, когда афроамериканец украл телевизор из магазина электроники. Подобный стереотип может повредить общению, потому что человек, скорее всего, будет относиться к любому встречному афроамериканцу как к преступнику.

Еще одним стереотипом, способном навредить общению, является убеждение, что все китайцы чрезвычайно умны. Возможно первоначально утверждение покажется хорошим стереотипом, но может заставить китайца, не являющегося гением, почувствовать себя изгоем и избежать ситуаций, где интеллект будет проверен.

Негативные стереотипы способны привести к предрассудкам и дискриминации. Предубеждение – негативное отношение к культуре, основанное на небольшом опыте. Пример, что афроамериканцы крадут телевизоры, демонстрирует главные принципы работы. Если человек считает, что все афроамериканцы воруют, у него будет негативное отношение к культуре, что заставит его избегать общения с афроамериканцами.

Язык тела и общение

Все барьеры для общения могут отражаться в том, что человек говорит и как произносит слова, особенно в стереотипах, дискриминации и этноцентризме, а также в культуре и гендере. Для культуры поведение человека может выражать дискомфорт, и разговор способен пойти неправильно, потому что очевидно, что кому-то не нравится общение. Человек, скорее всего, не озвучивал дискомфорт, но поза, выражение лица, выбор слов и тон голоса могут выдать чувство или ощущение дискомфорта.

Человеку из другой культуры станет неудобно в разговоре, потому что не знает, что делает, чтобы причинить другому человеку страдания. Возможно обстоятельства приведут к сокращению разговора или, что два человека больше сосредоточатся на том, что не получается в разговоре, чем на том, что на самом деле говорится.

Между полами язык тела, тон и выбор слов также способен привести к сбоям в общении. Когда женщина расстраивается, потому что мужчина не проявляет к ней сочувствия и говорит не то что нужно, она может отступить, корчить гримасы или использовать другой тон и слова, чем обычно, когда была бы полностью удовлетворена разговором. Мужчина способен заметить неудовлетворенность разговором и попытаться исправить ситуацию, или начать чувствовать замкнутый круг, невозможный разорвать. Разговор может быть коротким или превратиться в драку по причине недосказанной информации.

Стереотипность, дискриминация и этноцентризм можно увидеть в вещах, о которых редко говорят или умолчивают. Если человек думает, что все мамы-подростки безответственны, и разговаривает с мамой-подростком, он может относиться к матери с неуважением, корчить рожи и иметь тонкие намеки в речи, говорящей матери-подростку об отсутствии уважения. Очевидно, что человек, не уважающий матерей-подростков, не слушает разговор, а высказывает собственную точку зрения.

ТОП-5 характеристик, помогающих преодолеть коммуникативные барьеры

Понятно, что выявление и преодоление коммуникативных барьеров, достаточно трудная задача, требующая осмысленного подхода.

1. Эмоциональный интеллект

Решением барьеров является эмоциональный интеллект (EQ). EQ возможно овладеть, что приведет к улучшению отношений.

Эмоциональный интеллект – способность понимать людей и работать с ними. Существует пять характеристик эмоционального интеллекта. Осознавать себя – самое главное. Осознание – способность дистанцироваться от собственных эмоций, чтобы открылась возможность смотреть на эмоции, не перегружаясь и не реагируя слишком быстро. Информация поможет человеку, ведущим борьбу со стереотипами. Если человек прекрасно знает, что, увидев афроамериканца, начинает сильно нервничать, считая его агрессивным, он может сделать шаг назад и посмотреть, откуда взялась данная эмоция. Когда люди определили источник, они в состоянии изолировать эмоцию и попытаться пройти мимо нее, поняв, что эмоция подразумевает иррациональный страх. Есть равные шансы, что кавказец или афроамериканец проявляет агрессию.

2. Способность управлять эмоциями

Второй характеристикой является способность управлять эмоциями, что означает их выражение в соответствии с обстановкой. Когда человек осознает эмоцию, может придумать способ справиться с ней. Человек, нервничающий рядом с афроамериканцами, может быть в состоянии посмотреть, где находятся. Если на званом обеде в доме друга, и появляется афроамериканский друг друга, есть большая вероятность, что люди не агрессивны. Нервничающий человек может уйти на минуту, чтобы собраться, а затем вести себя как следует во время званого ужина. В обстановке, когда молодо выглядящая мать находится на улице с родителями, человек может найти время, чтобы спросить, сколько ей лет и в каком она положении.

3. Способность мотивировать себя

Третьей характеристикой является способность мотивировать себя – постановка цели и ее достижение. Для человека, нервничающего в присутствии афроамериканцев, целью может быть сесть за стол и нормально поговорить с гостями за ужином. Нужно будет попытаться достичь цели, управляя эмоциями и доводя ужин до конца. Для человека, смотрящего свысока на матерей-подростков, целью может быть принятие всех матерей, как если бы они были социально приемлемым возрастом для воспитания детей, если только нет ясной причины, почему мать неадекватна. Они могут достичь цели, всегда задавая вопросы, когда чувствуют, что мать неадекватна, потому что молода.

4. Эмпатия

Четвертый характеристикой является распознавание эмоций людей, что называется эмпатией. Лучший способ практиковать эмпатию – слушать, что люди говорят, пытаясь понять, внимательно наблюдая за языком тела вместе с манерой общения. В гендере возможно будет сложно.

Мужчины, как правило, хотят решить образовавшиеся трудности там, где женщинам нужен рупор, кто их понимает. Если смогут выслушать друг друга и пытаются понять желания и чувства, отношения станут лучше. Мужчины часто не пытаются понять, почему женщина расстраивается, когда подруга говорит, что нужно сбросить размер брюк. Он не ставит себя на ее место и не легко относится к проблеме. Мужчина может попытаться решить проблему, сделав женщине комплимент или купив абонемент в спортзал. Разумеется, подобный подход не подразумевает эффективное общение.

Язык тела играет роль в улучшении эмоционального интеллекта человека. Человек, впервые начинающий улучшать эмоциональный интеллект, может столкнуться с трудностями в первых четырех характеристиках, потому что сказанное, не соответствует языку тела. Человек может спросить мать-подростка о ее возрасте, но все равно демонстрировать позу, показывающую отсутствие одобрения наличие у такой матери ребенка. Человек, панически боящийся афроамериканцев, может спокойно просидеть за ужином и мило поговорить, но может выглядеть, будто готов выбежать из комнаты, если нож для масла будет взят не той стороной.

5. Способность управлять отношениями

Пятая характеристика – способность управлять отношениями. Человек должен признать собственные потребности, а также потребности другого человека. Необходимо найти баланс, где оба набора потребностей удовлетворяются как можно полнее. Если человек регулярно изгибается, чтобы удовлетворить потребности другого человека и пренебрегает собственными, он не будет долго удовлетворен отношениями. Если человек игнорирует потребности другого человека и удовлетворяет исключительно собственные, другой человек не будет удовлетворен долго.

Заключение

Понимая, как барьеры, культура, пол и эмоциональный интеллект влияют на общение, человек может наиболее эффективно общаться и иметь полноценные отношения. Если данные вещи игнорируются, общение нарушается, и человек может оказаться в изоляции.


Поделиться
Нейролингвистическое программирование: первичные репрезентативные системы Previous post Нейролингвистическое программирование: первичные репрезентативные системы
Телефонное консультирование: преимущества и недостатки Next post Телефонное консультирование: преимущества и недостатки