Самое большое слепое пятно, которое редко замечаем в жизни

Самое большое слепое пятно, которое редко замечаем в жизни

Поделиться

Иногда самые сильные черты могут оказаться самыми большими слабостями. Аналогично иногда самые сильные мнения могут привести к самым большим заблуждениям. Каково самое твердое мнение? Возможно политические предпочтения?

Имеется в виду конкретное, сильное мнение, придерживающегося многими – мнение о себе. Большинство людей имеют сильное и положительное отношение к себе, что способствует одному из самых распространенных явлений в психологии человека.

Слепое пятно смещения

Люди хотят иметь объективное и точное мнение. В то же время осознают, что внешние факторы, как ограниченность информации, сильные эмоции и корысть, могут искажать мнения (т.е. заставлять придерживаться необъективных или неточных мнений).

Люди довольно хорошо распознают влияние предвзятости. Например, если человек покупает в магазине дополнительный пакет чипсов, реально понять, что он не сильно привязан любовью к конкретной марке чипсов. Решение о дополнительной покупке возможно вызвано рекламой.

Когда дело доходит до оценки собственных процессов принятия решений, люди гораздо реже наблюдают (и признают) какое-либо предвзятое влияние. «Слепое пятно предвзятости» относится к склонности людей недооценивать степень предвзятости собственных или индивидуальных процессов, направленных на принятие решений.

В классическом исследовании ученые первоначально описали участникам множество психологических предубеждений. Например, участники были проинформированы об «эффекте ореола» – искажении, при котором оцениваем привлекательных людей позитивнее (думаем, что они заслуживают большего доверия) просто потому, что привлекательны. (На самом деле привлекательность не связана с надежностью.)

Узнав о различных предубеждениях при принятии решений, исследователи спросили, насколько другие люди восприимчивы к данным предубеждениям, а также насколько восприимчивы сами. В разных группах с различными психологическими предубеждениями люди постоянно указывали, что другие более склонны к предубеждениям, чем они.

Интересно: когда исследователи прямо сказали участникам, что подавляющее большинство людей становятся жертвами предубеждений, участники все равно указали, что предубеждения к ним не относятся.

Наверняка вы прочитали вышеизложенную информацию и подумали: «Ну, разумеется, подобные предубеждения применимы ко многим людям, но точно не ко мне».

Интроспективная иллюзия

Воспользовавшись моментом можно проиллюстрировать, насколько сильным является положительное мнение о нас: люди склонны думать, что мнения других чаще предвзяты из личных интересов, чем собственные мнения.

Врачи склонны думать, что другие медицинские специалисты намного предвзято относятся к фармацевтическим дарам, чем они. Аналогично люди по обе стороны политического спектра считают, что противоположная сторона предвзято относится к групповой идеологии, чем их собственная.

Почему подобное происходит? В основном исследователи указывают на так называемую «интроспективную иллюзию».

Многие суждения и решения обусловлены бессознательными процессами. Мы часто придерживаемся предпочтений или делаем выбор по неочевидным причинам. Например, когда покупателей в торговом центре спросили, какой из четырех галстуков им нравится, они постоянно указывали на один из галстуков и объясняли предпочтение, хотя все галстуки были идентичными.

Другими словами, мы склонны полагать, что отлично знаем причины, лежащие в основе решений, даже если причины в действительности бессознательны (указали на конкретный галстук, потому что он ближе к указывающей руке). Таким образом, мы не думаем, что подвержены предубеждениям, потому что существует иллюзия, что мы обладаем полным интроспективным осознанием.

Когда оцениваем других людей, мы склонны полагать, что они не обладают аналогичным уровнем интроспективного осознания. В отличие от собственного разума, у нас нет доступа ко всем мыслям. Естественно, мы считаем, люди не такие интроспективные, что заставляет думать, что они намного восприимчивы к предвзятым факторам.

Снятие шор

Сообщение людям, что у них присутствует слепое пятно предубеждения, может в некоторой степени уменьшить его, но другие исследования предлагают лучшее решение: в частности, нужно помочь себе осознать, что ни у кого нет полноценного интроспективного осознания.

Указание на различные бессознательные факторы влияния, изученные исследователями (подсознательные праймы, ментальную доступность контента, социальную мимикрию) может помочь людям осознать, что они подвержены тем же предубеждениям, что и остальные. Слепое пятно предвзятости – сильное мнение, требующее тщательного убеждения.


Поделиться
Как люди выбирают убеждения и почему предпочитают верить в нелогичные идеи Previous post Как люди выбирают убеждения и почему предпочитают верить в нелогичные идеи?
Могут ли истории быть убедительными Next post Могут ли истории быть убедительными?