Психологический капитал: позитивная психология и позитивное организационное поведение

Психологический капитал: позитивная психология и позитивное организационное поведение

Поделиться

Что такое психологический капитал? Концепция психологического капитала является относительно новым подходом, где психологи начали оценивать общее ресурсное состояние и эффективность.

На рубеже 21 века Мартин Селигман, бывший глава Американской психологической ассоциации, признал дисбаланс в психологических исследованиях в США и за рубежом. С его точки зрения, исследователи в области психологии уделяли слишком много внимания отрицательной стороне психологии личности и слишком мало внимания положительной, здоровой стороне. В свете проблемы Селигман призвал к исследованиям в области, ставшей известной как позитивная психология. Новая волна исследований была предназначена для изучения «среднего человека» (а не «ненормального человека») с заинтересованностью, чтобы выяснить принципы и особенности работы, понимая правильность и улучшения.

Что такое психологический капитал?

Психологический капитал – позитивное психологическое состояние развития индивида, характеризующееся:

  • уверенностью в себе и собственных усилиях при выполнении сложных заданий;
  • позитивным отношением к успеху сейчас и в будущем;
  • настойчивостью в достижении цели и, когда необходимо, изменением путей без изменения цели;
  • способностью при столкновении с проблемами и невзгодами, поддержать себя и даже на время вернуться назад для достижения.

Психологический капитал: позитивная психология и позитивное организационное поведение

Следуя новой волне исследований в области позитивной психологии, ученые, занимающиеся вопросами организационного поведения, начали строить организационные модели и модели лидерства, искавшие положительные предпосылки, имеющие отношение к оптимальной производительности труда. В Мичиганском университете ученые-организаторы, к примеру, Джейн Даттон, Роберт Куинн, Ким Кэмерон, начали то, что удачно назвали «позитивной организационной стипендией».

Точно так же ученые, в основном связанные с Исследовательским центром Гэллапа Университета Небраски (Фред Лутанс, Брюс Аволио и их коллеги), начали направление исследований под названием «позитивное организационное поведение». По большей части наиболее поздние исследования были сосредоточены на разработке концептуальных основ «аутентичного лидерства» и «психологического капитала». Центр дает краткое описание психологического капитала.

Надежда – сила воли и сила пути для достижения цели

Надежда – первая составляющая позитивного психологического капитала. Надежда в обычном языке подразумевает коннотацию «желание лучшего». В рамках психологического капитала надежда операционально определяется как сила воли (называемая агентностью) и сила пути (или путей) для постановки и достижения целей. Определение надежды было впервые предложено доктором Чарльзом Снайдером и его коллегами. Надежда в структуре психологического капитала включает средства для разработки путей и формирования альтернативных путей для достижения целей и задач. Таким образом, надежда побуждает лидера или последователя к оптимальной производительности на рабочем месте.

Самоэффективность – личная уверенность в успешном выполнении задачи или цели

Концепция самоэффективности, возможно, является наиболее известной и широко исследуемой концепцией психологического капитала. Самоэффективность (или уверенность) была введена социальным психологом Альбертом Бандурой и может определяться как относительная уверенность человека в выполнении поставленной задачи.

Самоэффективность формулируется через:

  • прошлое мастерство задачи;
  • опосредованное обучение через наблюдение за уважаемым другим;
  • убеждение значимого человека;
  • физиологическое и/или психологическое возбуждение.

Лидер или последователь в организации или на рабочем месте с большей вероятностью будет выполнять отведенные ему роли, если присутствует личная уверенность в том, что могут сделать. Уровень самоэффективности каждого человека будет меняться в зависимости от данного контекста.

Оптимизм – личная уверенность в положительном исходе

Оптимизм – третья составляющая психологического капитала Фреда Лутанса. Оптимизм относится к личной уверенности человека в том, что деятельность приведет к положительному результату. Лутанс и его коллеги обратились к Мартину Селигману и Чарльзу С. Карверу за концептуализацией оптимизма.

Селигман связал оптимизм с теорией атрибуции и определил его как выполнение внутренней, относительно стабильной и глобальной атрибуции положительных событий, таких как достижение цели, и внешней, относительно нестабильной и конкретной причины негативных событий, таких как неудачная попытка достижения цели. Проще говоря, Селигман предположил, что оптимисты склонны интерпретировать плохие события как временные, в то время как пессимисты интерпретируют плохие события как постоянные, и наоборот.

В отличие от акцента Селигмана на оптимизме с помощью теории атрибуции, Карвер и Шайер использовали подход, связавший оптимизм с теорией ожидания, согласно которой ожидание желаемого результата будет результатом увеличения усилий. Таким образом, Карвер и Шайер просто заключили: «Оптимисты – люди, ожидающие, что с ними случится что-то хорошее. Пессимисты – люди, ожидающие, что с ними случится что-то плохое».

Устойчивость – способность восстанавливаться перед лицом невзгод (или серьезного успеха)

Устойчивость – четвертая составляющая психологического капитала. В данном контексте Лутанс обратился к Энн Мастен за рабочим определением. Таким образом, в данном контексте устойчивость относится к способности человека восстанавливаться или оправляться от невзгод или чрезвычайного успеха. Человек, демонстрирующий качество устойчивости, настойчив и продолжает идти вперед, несмотря на кажущиеся невозможными препятствия и шансы.


Поделиться
Профессиональные преимущества и недостатки телефонного консультирования Previous post Профессиональные преимущества и недостатки телефонного консультирования
Психологические реакции на спортивную травму Next post Психологические реакции на спортивную травму