
Может ли доброта излучать красоту: как люди видят привлекательность в характере
Моральный характер влияет, как люди видят привлекательность? Удручающая, но неизбежная черта красоты заключается в том, что привлекательные люди получают в жизни незаслуженные привилегии. Они проникнуты положительными личностными характеристиками, предубеждением, называемым «стереотипом, что «красота – хорошо».
В дополнение к проблемному характеру реакции большинства людей на красоту психологи обнаружили дополнительный стереотип «аномальное – всегда плохо». Людей с лицевыми аномалиями (шрамами, родимыми пятнами, аномалиями развития) часто считают менее умными, менее компетентными и заслуживающими меньшего доверия способами, предполагающими, что они слегка дегуманизированы.
Влияют ли эффекты красоты на выводы о доброте только в одном направлении? Суждения о доброте формируют впечатление о физической красоте?
Психологи предположили, что существуют стереотипы «хороший – красивый» и «плохой – уродливый»: хорошие люди считаются привлекательными, а плохие – менее привлекательными. Психологи рассмотрели влияние возраста и пола на влияние одного вида оценки (морального) на другой (эстетический). Люди оценивали молодые и старые версии одинаковых лиц по параметрам привлекательности, уверенности и дружелюбия.
Однако перед составлением оценок каждое лицо сопровождалось виньеткой, описывающей человека, совершившего просоциальное, антиобщественное или нейтральное действие. Может ли доброта излучать красоту? Как люди видят привлекательность в характере человека?
Содержание
Что хорошо – красиво, а что нет – не красиво?
Информация о морально значимых действиях, якобы совершенных людьми, чьи лица видели оценщики, повлияла на суждения о привлекательности лиц. Люди считали лица наиболее привлекательными, уверенными и дружелюбными, когда были связаны с просоциальными действиями, чем с нейтральными. Противоположный паттерн характеризовал лица в паре с антисоциальными виньетками.
Оценки доброты человека связаны с оценками физической привлекательности, подкрепленными конвергенцией общих нейронных и когнитивных систем в рамках систем вознаграждения и эмоциональных систем, как медиальная орбитофронтальная кора и миндалевидное тело. И привлекательные черты лица, сигнализирующие о хорошем здоровье и качестве партнера, и просоциальное поведение могут иметь адаптивную ценность для выживания и размножения человека, и данные ценности объединены.
Возрастные и половые различия
Суждения о красоте лиц старшего возраста менее подвержены влиянию моральных проступков, чем лица молодых людей. Люди кажутся наиболее терпимыми к проступкам, совершенным пожилыми людьми, чем молодыми.
Философ Артур Шопенгауэр заметил: белые волосы всегда вызывают благоговение. Пожилые люди часто считаются теплыми, а иногда и менее компетентными (из-за снижения когнитивных функций), что может смягчить влияние антисоциальной информации на суждения об их привлекательности.
Половых различий психологи не обнаружили. Возможно, нравственное поведение потенциальных партнеров одинаково важно для мужчин и женщин, причем указывают на то, что положительные черты личности являются важным фактором в долгосрочных партнерских отношениях.
Опосредующая роль психологических предрасположенностей
Психологи обнаружили: люди, чувствительные к моральному отвращению и с большей вероятностью выражающие эмпатическую озабоченность, были особенно склонны оценивать лица как менее привлекательные в сочетании с антисоциальными сценариями.
Таким образом, эстетические оценки формируются свойствами самих эстетических объектов (возрастом лица), контекстуальными требованиями (моральным контекстом) и индивидуальными различиями в оценивающих психологических установках (эмпатия). Убеждения о нравственном совершенстве и физической красоте влияют друг на друга. Что хорошо – красиво, а что плохо – безобразно.