Множественный интеллект: альтернативный способ понять процесс обучения

Множественный интеллект: альтернативный способ понять процесс обучения

Поделиться

Расширяя горизонт собственных познаний, практически каждый человек стремится повысить интеллектуальные способности, позволяющие совершенствоваться и добиваться поставленных целей в жизни. Разбирая ключевые особенности обучения, многие сталкиваются с понятием множественного интеллекта, включающего совокупность знаний и необходимых навыков, ускоряющий процесс самореализации и самосовершенствования.

В книге психолога развития Говарда Гарднера 1983 года «Структуры разума: теория множественного интеллекта» человеческий интеллект разделяется на разные способности, а не на единственную общую склонность, как считалось ранее. Первоначально психолог выделил восемь видов интеллекта, необходимые для развития и совершенствования, подчеркнув необходимость процесса обучения.

Теория множественного интеллекта ценна в процессе оценки и разработки методов педагогики. Интеллект служит важным инструментом для понимания учебного процесса.

Интеллект

Большинство тестов IQ содержат разные типы вопросов. Они варьируются от математических и словесных аналогий до вопросов, основанных на пространственных паттернах, а также целенаправленных вопросов, связанных со способностью классифицировать, визуально распознавать, ориентироваться в пространстве и делать логические выводы.

Первоначально данные категории кажутся объективными областями для измерения интеллектуальной деятельности, но большинство людей определяют интеллект по собственному образу. Врачи определяют интеллект аналогично, как и хорошего врача. Для полицейских интеллект означает быть хорошим детективом, молниеносно раскрывающим дела, параллельно оказывая помощь людям, сильно нуждающимся в ней. Аналогичные способы определения интеллекта касаются инженеров, художников, математиков, плотников, автомехаников и даже спортсменов. Люди неоднократно в жизни слышали восхищения умственными способностями определенных личностей.

Если привести пример, основанный на интеллекте, то возможно предположить, что физическая и умственная деятельность существенно расходятся. В реальности возможно увидеть полное подтверждение данной теории и ее противоположность.

Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод: умение читать книги может принести больше денег, когда выйдете на рынок труда, или стать наиболее престижным. Безусловно, подобное умение, необязательно указывает на повышенные умственные способности.

Существуют группы психологов, упорно расходящиеся во мнениях относительно определения интеллекта. Основная причина заключается в том, что термин «интеллект» довольно взаимозаменяем. Интеллект, обладая многими взаимозаменяемыми измерениями, а также различными значениями для самых разных людей, трансформируется, опираясь на основные критерии общества.

Разумеется, не означает, что люди должны отклоняться от абстрактного или метафизического значения термина «интеллект», поскольку определение действительно важное. Однако наиболее точное описание термина «умный» или «обладающий интеллектом» относится к людям, способным приобретать полезные знания, позволяющие решать серьезные проблемы с помощью логики, интуиции, творчества, инноваций и мудрости. Эксперты подтвердят тот факт, что научится учиться гораздо важнее, чем запоминать реальные факты и конкретные цифры.

Множественный интеллект: теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

За последние три десятилетия появились дополнительные теории, касающиеся интеллекта. В 1983 году психолог развития Говард Эрл Гарднер из Гарвардского университета написал книгу «Структуры разума: теория множественного интеллекта», где утверждает, что у людей существует несколько различных способов обработки информации, причем каждый относительно независим от любого другого. Данное представление является радикальным отходом от установившегося тогда представления, что методы обработки информации связаны или тесно взаимосвязаны.

Теория множественного интеллекта, как объяснил Гарднер, постулирует, что у людей есть восемь способностей или типов интеллекта. Большинство людей будут обладать одним из данных видов интеллекта в качестве доминирующего с другими способностями или типами интеллекта, добавленными к смеси. Некогнитивные способности или черты личности обычно являются дополнением к доминирующим и недоминирующим.

Гарднер выделил восемь видов интеллекта, совершенно по-другому освещающих способность учиться, запоминать, действовать и понимать.

Разберем основные виды интеллекта, помогающие понять альтернативный способ процесса обучения.

1. Музыкально-ритмический и гармонический

Музыкально-ритмический и гармонический вид интеллекта связан со способностью обрабатывать или работать со звуками, ритмами, тонами и музыкой. Люди с таким интеллектом обладают хорошим слухом, возможно, идеальным или абсолютным. Они умеют петь, играть на музыкальных инструментах, чувствительны к ритму, высоте тона, тону, мелодии и способны сочинять музыку.

2. Зрительно-пространственный

Люди, обладающие зрительно-пространственным типом интеллекта способны визуализировать мысленным взором и мыслить в терминах физического пространства. Архитекторы, плотники, моряки, пилоты, автогонщики – типичные профессии, требующие зрительно-пространственных способностей. Использование графики, диаграмм, фотографий, рисунков, трехмерного моделирования или скульптуры, мультимедиа и телевидения являются типичными инструментами, используемыми в данной группе.

3. Вербально-лингвистический

Люди, хорошо владеющие вербально-лингвистическим интеллектом, могут наиболее эффективно использовать слова и языки. У них обычно присутствует талант к чтению, письму, созданию вымышленных историй и запоминанию слов и их значений. Им нравятся словесные игры, они хороши в создании рассказов и стихов. У подобной категории людей хорошо развиты слуховые способности и чувства мысли словами.

4. Логико-математический

Логико-математический интеллект позволяет людям хорошо рассуждать и достаточно быстро считать. Они используют логику, абстракции, рассуждения, числа и критическое мышление, а также дедуктивное и индуктивное мышление, чтобы учиться и решать трудные ситуации в жизни. Они используют подвижный интеллект или мышление для решения всевозможных проблем, не зависящих от каких-либо знаний из прошлого. Они способны анализировать и решать новые сложные задачи, выявляя закономерности и взаимосвязи, соответствующие запросу, нуждающемуся в необходимой расшифровке.

5. Телесно-кинестетический

Измерениями телесно-кинестетического интеллекта являются контроль движений тела, способность умело обращаться с объектами, обостренное чувство времени, способность тренировать ответы и рефлекторные реакции.

Люди с высоким телесно-кинестетическим интеллектом хороши в физической активности, как спорт, танцы, актерское мастерство, полицейская и детективная деятельность, а также в использовании инструментов для изготовления вещей, ведения войны. Они хорошо общаются с помощью языка тела и учатся посредством физической активности, практического обучения, ролевых игр и использования оборудования и реальных предметов.

6. Межличностный

Люди с высоким межличностным интеллектом очень чувствительны к настроению, чувствам, темпераменту и мотивам других людей. У них высоко развита способность работать и сотрудничать в группе. Люди в данной группе становятся хорошими лидерами или последователями. Из таких личностей получаются хорошие продавцы, политики, учителя, лекторы, консультанты и социальные работники. Также считается, что они обладают высоким эмоциональным интеллектом.

7. Внутриличностный

Группа людей, которым свойственен внутриличностный интеллект, обладает высокоразвитыми интроспективными и саморефлексивными способностями. Внутриличностный интеллект связан с глубоким пониманием себя, включающим грамотный анализ собственных сильных и слабых сторон, реакций и эмоций. Как правило, интроспективные люди склонны сторониться других. У них присутствует мудрость, интуиция, мотивация и сильная воля, а также уверенность и собственное мнение. Они могут быть творческими, умеют вести дневники и часто решают проблемы с помощью самоанализа и медитации.

8. Натуралистический

Интеллект натуралиста связан со способностью распознавать флору и фауну, а также последующие различия в мире природы, чтобы продуктивно охотиться, ловить рыбу, заниматься сельским хозяйством, выращивать растения и животных. Люди с естественным интеллектом преуспевают в биологических науках, геологии, ботанике и даже в кулинарии. Данная группа имеет глубокое понимание сложностей мира, часто включая то, как люди вписываются в большую экосферу.

Заключение

Последствия теории множественного интеллекта Говарда Эрла Гарднера глубоки, особенно в деталях, касающихся педагогической деятельности. Альтернативный способ понять процесс обучения предполагает наличие знаний о множественном интеллекте, позволяющим внимательно анализировать и производить грамотную оценку личности человека на предмет его профессионализма и склонности к определенным предметам.

Как утверждает Гарднер, теория множественного интеллекта бросает вызов образовательной системе, предполагающей, что каждый может усвоить определенный материал одинаковым образом и что для проверки знаний достаточно единообразной универсальной меры.

Для учебных заведений важно думать обо всех интеллектах как о равной важности, структурируя материал таким образом, чтобы задействовать каждую имеющуюся способность. Теория множественного интеллекта имеет значение для индустрии тестирования, для сдающих тесты и для людей, оценивающих и анализирующих значение тестов, требуемых учебными заведениями.

Люди, сталкивающиеся или столкнувшиеся с тестами IQ, LSAT, GRE и т.д., или когда-либо сомневающиеся в собственном уровне интеллекта, приятно будут удивлены, узнав, что все немного сложнее, чем просто решить судоку или кроссворд. Таланты могут быть просто несовместимы с умопомрачительными трудностями, появляющимися в реальной жизни.


Поделиться
Сила эмоционального интеллекта: ТОП-3 простых способа повысить EQ Previous post Сила эмоционального интеллекта: ТОП-3 простых способа повысить EQ
Ключевые особенности позитивного мышления, влияющие на реальную жизнь Next post Ключевые особенности позитивного мышления, влияющие на реальную жизнь