
Как оценивают красоту: ТОП-7 факторов, влияющих на эстетические предпочтения
Как люди оценивают красоту? Эстетика заключается в восприятии вещей как прекрасных. Эстетические переживания включают произведения искусства, а также захватывающий дух пейзаж, осенние листья в парке, прослушивание любимой музыки, выбор гардероба, предметы интерьера и так далее. Ежедневный эстетический выбор раскрывает предпочтения.
Содержание
Как оценивают красоту: ключевые факторы, влияющие на эстетические предпочтения
Какие факторы формируют индивидуальные различия в эстетических предпочтениях? Виннер затронула данный вопрос в книге «Как работает искусство».
1. Удовольствие
Эстетика – удовольствие. Эстетическое удовольствие отличается от физического (выпивка, игры). Люди меньше устают от произведений искусства за один присест, чем от большинства удовольствий, потребляемых физически.
К примеру, прогулка по пляжу довольно приятна и может продолжаться долго. Напротив, секс или калории, особенно нездоровые, оставляют после себя в основном пустыми. Произведения искусства, волнующие больше всего, активируют область мозга, называемую сетью по умолчанию. Они побуждают задуматься о себе – заглянуть внутрь и подумать о собственной личности.
2. Делать ради себя
Эстетические переживания могут возникнуть в результате оценки произведений искусства (поэзия, музыка, живопись и т.д.) или природных объектов, как закаты или пейзажи. Обычно переживания ищут и смакуют ради них самих. Основное внимание уделяется удовольствию, возникающего от действия, а не от достижения какой-то конечной личной цели. К примеру, люди заботятся как все выглядит, когда накрывают стол для гостей, расставляют мебель в гостиной или выбирают одежду.
3. Эстетические суждения
«Красота есть во всем, но не все ее видят», – говорил Конфуций. Красота заключается в глазах смотрящего. Когда присутствуют эстетические разногласия, появляются разногласия по поводу эстетических суждений. Наблюдение за грозовым небом с сильными молниями может быть чрезвычайно увлекательным. Однако буря вовсе не привлекает фермеров с эстетической точки зрения. Суждения будут в основном прагматичными: шторм – опасное событие, способное уничтожить посевы. Как люди интерпретируют ситуацию, влияет на реакцию.
4. Личность
Показано, что открытость опыту является лучшим показателем эстетического отношения (оценки произведений искусства) и участия в эстетической деятельности. Люди с данной чертой, как правило, наиболее интеллектуально любопытны, что приводит к большему вкусу к эстетическим переживаниям.
5. Знакомство
Знакомство играет важную роль в формировании эстетических вкусов. Людям нравится то, к чему привыкли. Простой эффект воздействия (хорошо зарекомендовавшая себя в психологии идея) предполагает: чем больше подвергаетесь воздействию чего-то (рекламы хлопьев, людей, песен), тем больше нравится.
К примеру, музыка, услышанная в общественных местах (кафе, торговые центры и т.д.), накладывает отпечаток на предпочтения людей. Одна из причин заключается в том, что для понимания произведений искусства требуется время. Искусство, видимое больше всего, кажется наиболее понятными.
6. Контекст
Оскар Уайльд сказал: «Нет предмета настолько уродливого, что при определенных условиях света и тени или близости к другим вещам он не выглядел бы красивым». Контекст может изменить предпочтения людей. Забавная иллюстрация подобного эффекта произошла, когда знаменитый Джошуа Белл согласился участвовать в эксперименте.
В эксперименте Белл, одетый в джинсы и бейсболку, небрежно играл на скрипке Страдивари за 3,5 миллиона долларов в час пик в метро. Большинство прохожих едва замечали и не показывали, что понимают, что находятся в присутствии опытного художника. Однако, когда люди видят Джошуа Белла одетым в концертном зале, они высоко оценивают его талант, несмотря на музыку и игру на том же инструменте.
7. Личность
Люди считают, что эстетические предпочтения составляют большую часть того, кто они есть. Вкус в музыке, кино, искусстве, кофе и одежде представляет собой одну из основных черт, характеризующих человека. А изменения во вкусе можно рассматривать как изменения в идентичности, особенно для молодых людей. Изменения объясняют, почему люди вынуждены пытаться убедить окружающих в том, что важно для них. Нападение на любимого художника или произведение искусства, воспринимается как нападение на личность человека.
Заключение
Как потребители искусства, взаимодействие с произведениями искусства может привести к эстетическому удовольствию. Эстетический опыт позволяет уйти от повседневных практических переживаний. Возможность уйти от собственной реальности способствует улучшению настроения. Как заметила американская танцовщица Твайла Тарп, «искусство – единственный способ убежать, не выходя из дома».