Как изменить мнения и убеждения не имеющие доказательств

Как изменить мнения и убеждения не имеющие доказательств?

Поделиться

В реальном мире часто можно услышать сильные мнения с отсутствующими или слабыми доказательствами. Почему люди твердо придерживаются необоснованного и неподтвержденного мнения? Когда-нибудь сталкивались с человеком с невероятно твердым необъяснимым мнением? Конечно, наверняка знаете нескольких людей, убежденных в то, что совершенно невозможно доказать.

Безусловно, доступ к Интернету должен означать, что все знают, почему верят в то, во что верят, но люди часто придерживаются мнений или убеждений, даже не подвергая сомнению.

Но к вам подобное заявление не относится, верно? На самом деле, продолжайте и спросите себя: когда в последний раз задавались вопросом, почему чистите зубы?

Трюизмы

С начала 1960-х годов исследователи были очарованы особым типом отношения, называемым трюизмом.

Труизмы – мнения или убеждения, с которыми согласны большинство людей, но без весомых аргументов в поддержку. Например, чистить ежедневно зубы.

Большинство твердо убеждено, что чистить регулярно зубы полезно, но у людей нет веских аргументов в пользу данного факта. Таким образом, трюизмы – редко подвергаемые сомнению мнения, которых люди постоянно придерживаются с большой уверенностью и категоричностью.

Поскольку людям редко приходится отстаивать мнения, когда им бросают вызов, они могут изменить мнение. Например, знаете, чрезмерная чистка зубов может привести к непоправимому повреждению десен? Зубная паста без фтора на самом деле не очищает полость рта?

Как изменилось мнение? Готовы ли отказаться от регулярных утренних и вечерних процедур?

Когда исследователи изучают трюизмы, обнаруживают, что на самом деле не нужно оспаривать мнение, чтобы заставить людей изменить его. Просто нужно попросить людей перечислить причины, подтверждающие их мнения и обнаружить, что на самом деле у них нет хороших обоснований. Таких действий вполне достаточно, чтобы сделать их менее позитивными по отношению к обсуждаемой теме.

Например, одна группа исследователей предложила участникам: либо перечислить как можно больше причин, почему помощь людям важна, либо выполнить несвязанную задачу. Впоследствии участники, которых попросили привести доводы в поддержку трюизма, на самом деле стали относиться к нему менее позитивно по сравнению с теми, кто вообще не приводил никаких доводов.

Таким образом, простого принуждения человека сформулировать причины собственного мнения или убеждения может быть достаточно, чтобы заставить кардинально поменять мнение.

Моральные проступки

Приведенное выше исследование демонстрирует, что некоторые из самых сильных мнений людей восприимчивы к простым вызовам, но существуют мнения, кажущиеся невосприимчивыми к изменению, независимо от того, насколько логичным или убедительным может быть вызов.

В одном наборе исследований исследователи представили участникам сценарии, где персонажи совершали моральные «проступки». Важно, что исследователи разработали сценарии таким образом, чтобы не могло произойти никакого плохого исхода.

Когда участники не смогли указать какой-либо четко сформулированной причины, почему действие было неправильным, они все равно говорили, что оно было неправильным. И, вероятно, вы видели, как подобные эффекты проявляются в менее «спорных» темах.

Например, как бы ни старались убедить кого-то, что поступок личности или конкретное действие не слишком плохи, другой человек все равно воспринимает их как неправильные, даже если не может объяснить почему. В подобных случаях, возможно, лучше избегать попыток подорвать мнение с помощью рациональной атаки. Попытайтесь изменить мнение другими способами.

В качестве одной из возможностей подумайте, как трюизмы (в поддержку или против чего-либо) основаны на восприятии, что многие люди придерживаются данного убеждения. Таким образом, если можете показать человеку, что большинство людей на самом деле не придерживаются убеждения (или не придерживаются той конкретной версии убеждения), можете помочь изменить точку зрения человека.

Когда дело доходит до морали людей, особенно касающейся аморального убеждения, изменить их отношение особенно трудно.


Поделиться
Сильные установки формируются быстрым мнением Previous post Сильные установки формируются быстрым мнением
Как люди выбирают убеждения и почему предпочитают верить в нелогичные идеи Next post Как люди выбирают убеждения и почему предпочитают верить в нелогичные идеи?