
Как использовать ролевую игру в преподавании и обучении?
Ролевая игра – ценный инструмент обучения, обеспечивающий огромное количество запечатленных знаний. Обучение сохраняется и лучше вспоминается в ходе ролевой игры. Несмотря, что процесс развивается как очень эффективный и интерактивный инструмент обучения, многие учащиеся чувствуют себя неподготовленными и ощущают дискомфорт, участвуя в интенсивном режиме обучения. Методика может показаться неудобной для начинающего учителя, желающего использовать ролевую игру в рутинном обучении.
Многие люди постоянно поражаются глубине обучения, происходящего благодаря эффективному использованию инструмента ролевых игр. Метод можно адаптировать для обучения чему угодно, от знаний, навыков до изучения и выявления отношений.
Разберем искусство разработки ролевой игры, принципы, лежащие в основе данного инструмента, и как обучение происходит на практике в процессе использования.
Содержание
Что такое ролевая игра?
Ролевая игра в симуляционном упражнении – игра, где люди берут на себя предполагаемые роли, чтобы разыграть сценарий в искусственно созданной обстановке. Учащиеся или участники могут разыграть назначенные роли, чтобы изучить сценарий, применить навыки (возможно, общение, переговоры, дебаты и т.д.), испытать сценарий с другой точки зрения, вызвать и понять эмоции.
Ролевая игра помогает понять теорию и объединяет концепции в практический опыт. Она глубоко укоренена в принципах конструктивистского обучения.
Ролевая игра также используется как термин для обозначения игр, симуляций и парного взаимодействия. Разберем ролевую игру как средство обучения.
Почему ролевая игра?
Конструирование смысла в учащемся – гораздо лучший способ сделать обучение запоминающимся, чем простая передача знаний.
У детей происходит волнение от ролевой игры. Взаимодействия и стимуляции визуального, слухового и кинестетического стилей обучения помогает широкому кругу учащихся.
У взрослых ролевая игра выявляет внутреннего ребенка, как описано выше. Кроме того, инструмент учитывает предшествующие знания людей, опыт и реальность, привносимую в концепцию. Он помогает сделать изучаемую концепцию построенной, а затем осмысленной.
Игра помогает выйти за пределы любых зон комфорта, а также позволяет изменить отношение с разных точек зрения. Ролевая игра эффективно помогает развивать все области обучения, когнитивные (знания), психомоторные (навыки) и аффективные (эмоциональные).
Процесс игры может быть достаточно веселый, помогающий избавиться от паутины лекционных аудиторий и стимулирующий работу в небольших группах.
Существует множество доказательств, подтверждающих, что удержание от участия намного выше, чем от любых других способов обучения.
Как работает ролевая игра?
Выбор ролевой игры зависит от программы обучения и должен иметь четкие цели и задачи. Ролевые игры могут работать по-разному.
Наблюдение
Обучение через наблюдение и размышление происходит, когда группа учащихся наблюдает за специально сконструированной ролевой игрой с участием актеров, симуляторов или даже с участием наставников.
Моделирование
Помогает усвоить концепцию или идею посредством участия. К примеру, дети могут узнать об истории и исторических личностях, разыгрывая сценки. Взрослые могут участвовать в сконструированном сценарии, к примеру, в сердитом клиенте, встревоженном пациенте и т.д.
Созерцание
Помогает стимулировать анализ посредством изучения сложных концепций и обсуждения вопросов – обычно этических проблем, где нет четкого правильного или неправильного.
Развитие навыков
Участник может практиковать и развивать такие навыки, как сообщение плохих новостей, успокоение разгневанного клиента, ведение переговоров с клиентами и т.д.
Саморефлексия
Участвуя в ролевой игре, учащиеся выносят на поверхность многие скрытые взгляды, что помогает понять собственные предубеждения и предположения. Саморефлексия помогает увидеть мир глазами другого человека и понять методы общения.
Повторное воспроизведение
Повторное воспроизведение прошлого опыта помогает вызвать воспоминания, катарсис, а также позволяет найти творческие решения проблемы, ранее вызывающие трудности из-за эмоционального стресса.
Построение ролевой игры
Ролевые игры могут быть простыми или сложными, короткими или длинными и могут быть адаптированы в соответствии с потребностями преподаваемого или изучаемого материала. Если отрабатываются простые навыки, можно быстро подготовить сцену и позволить участникам попрактиковаться.
Основные этапы построения ролевой игры следующие:
- Определить цели и задачи (практиковать навыки, изучать концепции и т.д.)
- Определить обстановку/местоположение
- Определите четкие дескрипторы ролей и то, что они будут говорить (в общих чертах)
- Определить срок
- Определить задачи наблюдателя (если есть)
- Определить основные правила безопасности и обратной связи
- Определить повестку дня подведения итогов
- Определить задачи фасилитатора
Проведение ролевой игры
Учитель/тренер или фасилитатор должен следить за временем (а также быть готовыми объявить тайм-аут, если что-то выйдет из-под контроля). Нужно стать наблюдательными и делать записи для обратной связи. Можем попросить наблюдателей сделать то же самое. Обратная связь должна быть объективной и основываться на наблюдаемых фактах.
Если занятие в группе, убедитесь, что участники ролевой игры физически отделены от наблюдателей и установлены достаточно близко, чтобы за ними можно было следить, но достаточно далеко, чтобы создать подобие сцены.
Будьте внимательны к любому участнику, выходящему за рамки сценария и становящемуся слишком изобретательным. Выход за сценарий может нарушить согласованную повестку дня, а также сбить с толку остальных участников. Поэтому, сделайте максимально четкие описания роли и опишите детально действия.
Принципы обратной связи и подведения итогов
Лучше следовать простым правилам обратной связи (где участников спрашивают, как все прошло, какие эмоции испытали и один играет профессионала, а другой клиента) – спрашивать внутренние эмоции каждого человека. Если подразумевается оценка, то участник должен быть в состоянии описать, что прошло хорошо, а что не очень. Затем группы дадут положительную и конструктивную обратную связь.
Часто бывает полезно подвести итоги, спросив каждого участника о том, что он узнал или понял. Обычно процесс подразумевает довольно широкий набор точек обучения, показывающих, как каждая ролевая игра может стимулировать несколько направлений обучения, выходящих за рамки первоначальных целей и задач. Дебрифинг должен быть кратким и ясным.
Всегда лучше устроить подведение итогов или поболтать на несвязанную тему в течение нескольких минут, чтобы вывести людей из роли и рассеять любые негативные эмоции или агрессию. Поскольку ролевая игра очень эффективна, люди могут остаться «в роли» на некоторое время после того, как нарушили работу группы или учебное задание.
Преимущества и недостатки
Преимущества ролевой игры
- Энергичная деятельность
- Позволяет участникам вносить активный вклад (даже самым тихим)
- Время используется эффективно
- Экспериментальное обучение наиболее действенно, чем инструкции
- Доносит сложные концепции простым способом
- Требует небольшой подготовки для учителя/фасилитатора (если не хотите распечатывать описания ролей)
Недостатки ролевой игры
- Участники могут быть слишком застенчивыми и неохотными
- Некоторые участники будут отказываться принимать участие в игре
- Игра может стать «слишком забавной» и нарушит задачу
- Участники могут слишком увлечься и потерять объективность
- Участники могут переигрывать и хвастаться
- Наблюдатели могут плохо наблюдать или делать записи
- Наблюдатели могут занимать «сторону» на основе предубеждений
Несколько слов напоследок…
Ролевая игра – мощный и эффективный метод обучения для детей и взрослых. Методику реально адаптировать для достижения любых целей обучения, от простых до сложных понятий. Ролевая игра действительно хорошо подходит для отработки коммуникативных навыков, обсуждения сложных этических вопросов или изучения взглядов и убеждений. Успех заключается в выстраивании взаимодействия между людьми и процессе эффективного усвоения знаний.
Ролевые игры отлично подходят для учителей и инструкторов, поскольку методика интересна, наиболее интерактивна и снижает утомляемость учащихся.