Интеллект (IQ) и эмоциональный интеллект (EQ)

Интеллект (IQ) и эмоциональный интеллект (EQ)

Поделиться

Во многих аспектах человеческого взаимодействия проявляется понятие «выживает сильнейший». В бизнесе, правительстве, науке и даже в личных отношениях конкуренция за то, что дефицитно, заставляет людей находить «преимущество» над противниками. Хорошим индикатором успеха в прошлом был уровень интеллекта. Предполагалось, что связь между IQ и успехом будет иметь положительную корреляцию. Другими словами, «наиболее умные» люди должны были победить менее умных.

Как насчет «книжного ума против уличного»? Может ли человек со средним IQ стать успешным, чем гений IQ?

Да, но только если рассматриваемый человек обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ). IQ проведет через школу, а EQ проведет по жизни.

Выживает не самый сильный из видов и не самый умный, а тот, кто лучше всего реагирует на изменения.

Чарльз Дарвин

Краткие определения IQ и EQ

IQ – число, обозначающее относительный интеллект человека; отношение умственного возраста, указанного в стандартизированном тесте, к хронологическому, умноженное на 100.

IQ в основном используется для измерения когнитивных способностей человека, таких как способность учиться или понимать новые ситуации; как рассуждать над данной проблемой/сценарием; умение применять знания в текущих ситуациях.

IQ затрагивает в первую очередь новую кору или верхнюю часть мозга.

  • больше 140 – гений или почти гений
  • 120 – 140 – очень высокий интеллект (одаренный)
  • 110 – 119 – высший интеллект
  • 90 – 109 – средний или нормальный интеллект
  • 80 – 89 – интеллект ниже среднего
  • 70 – 79 – пограничный дефицит интеллекта
  • до 70 лет – слабоумие/низкий интеллект

EQ – мера эмоционального интеллекта, определяемая способностью использовать эмоциональное и когнитивное мышление.

Навыки эмоционального интеллекта включают, помимо прочего, эмпатию, интуицию, креативность, гибкость, устойчивость, управление стрессом, лидерство, честность, аутентичность, внутриличностные и навыки межличностного общения. В нем участвуют нижние и центральные отделы мозга, называемые лимбической системой. Процесс связан с миндалевидным телом, имеющим возможность сканировать происходящее от момента к моменту, чтобы увидеть, не представляет ли атмосфера угрозу.

По определению доктора Дэниела Гоулмана, компоненты эмоционального интеллекта «просты, но достаточно сильны, чтобы вызвать изменения». Следовательно, если верить Гоулману и Дарвину, эмоциональный интеллект:

  • Обращение к эмоциям, чтобы убедить, а не использовать факты
  • Использование эмоций в дополнение к когнитивным способностям, чтобы функционировать, а не полагаться исключительно на логику
  • Знание, как и почему против знания того, что
  • Знание, как мотивировать отдельных людей, а не относиться ко всем одинаково
  • Понимание и контроль эмоций, чтобы своевременно блокировать негативные проявления

Компоненты эмоционального интеллекта (EQ)

Эмоциональный интеллект измеряется с помощью пяти основных компонентов и подкомпонентов:

1. Внутриличностные навыки (способность понимать и применять личные эмоции)

  • Самоуважение (способность принимать себя как хорошего человека)
  • Эмоциональное самосознание (способность распознавать собственные чувства, что позволяет управлять ими и принимать правильные решения. Важно сохранять позитивный настрой даже в сложных ситуациях, потому что оптимизм приводит к целенаправленному мышлению)
  • Напористость (способность выражать чувства, убеждения и мысли, не становясь враждебными и отказывающимися сотрудничать с другими)
  • Независимость (способность быть самостоятельным и самоконтролируемым в собственных мыслях и действиях и быть свободным от эмоциональной зависимости)
  • Самоактуализация (способность реализовать собственный потенциал)

2. Навыки межличностного общения (навыки общения с людьми)

  • Эмпатия (понимание чувств других, что позволяет адекватно реагировать на изменения в эмоциональном климате людей)
  • Социальная ответственность (быть совместным, содействующим и конструктивным членом различных социальных групп)
  • Межличностные отношения (способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, отмеченные близостью, дарением и получением любви: партнер, друг, член семьи или верный сотрудник)

3. Управление стрессом (способность справляться с трудностями)

  • Стрессоустойчивость (способность справляться с трудными ситуациями, не «разваливаясь»)
  • Контроль над импульсами (способность сопротивляться импульсу, побуждению или искушению действовать; контроль потребности в «мгновенном удовлетворении»)

4. Адаптивность (способность быстро, адекватно и эффективно реагировать на изменения)

  • Тестирование реальности (способность оценивать соответствие между переживаниями и объективным существованием; знание потребностей сделать, понимая возможности)
  • Гибкость (способность приспосабливать эмоции, мысли и поведение к изменяющимся ситуациям и условиям)
  • Решение проблем (способность выявлять и определять проблемы, а также генерировать и реализовывать потенциально эффективные решения)

5. Общее настроение

  • Оптимизм
  • Счастье

Чем может помочь эмоциональный интеллект (EQ)?

Чтобы добиться успеха и выжить в современном обществе, люди должны обладать необходимыми коммуникативными и организационными навыками, позволяющими принимать обоснованные решения и взаимодействовать друг с другом.

Гоулман утверждает, что успех человека на работе на 80 процентов зависит от эмоционального фактора и только на 20 процентов зависит от интеллектуального фактора. Отношение связано с тем, что компоненты EQ полезны для помощи сотрудникам в принятии решений в таких областях, как командная работа, инклюзивность, производительность и общение.

Хорошие привычки и навыки слушания являются неотъемлемыми компонентами EQ и несут элементы самосознания и контроля, эмпатии и социальной компетентности.

Когда менеджера попросили оценить лучших инженеров, решающим фактором был не высокий IQ, а то, как человек справился с ответами на электронные письма, насколько хорошо сотрудничал и налаживал контакты с коллегами и как зарабатывал популярность среди людей для достижения сотрудничества, необходимого для достижения целей. Приведенный пример преимуществ высокого EQ в отношении коммуникативных навыков, тайм-менеджмента, командной работы, лидерских качеств и деловой хватки, далеко не единственный.


Поделиться
Почему гипноз помогает развивать творческое мышление Previous post Почему гипноз помогает развивать творческое мышление?
Обучение как хобби: ТОП-5 методов эффективного обучения Next post Обучение как хобби: ТОП-5 методов эффективного обучения