Что людям нравится в искусственных и природных пространствах

Что людям нравится в искусственных и природных пространствах?

Поделиться

Психологические параметры, формирующие реакцию на окружающую среду, интересовали многих людей. Ученые, философы и дизайнеры давно пытались понять влияние окружающей среды на психологическое состояние. Аристотель, к примеру, исследовал природу «материальных» причин, порождающих различные реакции человека.

Современные исследования в области экологической и архитектурной эстетики следуют данной традиции. Что людям нравится в искусственных и природных пространствах? Существуют ли принципы, управляющие эстетическим восприятием окружающей среды человеком? Обобщаются ли психологические реакции в разных средах или контекстах?

Психологические аспекты внутренних пространств

Психологи обнаружили, что предпочтения людей в отношении архитектурных внутренних пространств коренятся в трех психологических измерениях: связность (т.е. аналитические суждения об организации и понимании сцены), увлекательность (т.е. информационная насыщенность сцены, вызывающая интерес) и домашняя обстановка (т.е. насколько личным кажется пространство).

Объясняют ли параметры эстетическую реакцию на внешнюю среду? Реагируют ли люди по-разному, когда сталкиваются с искусственными или природными пространствами? Являются ли люди последовательными в собственных предпочтениях природных ландшафтов, чем искусственных артефактов?

Чтобы ответить на данные и подобные вопросы, специалисты попросили большую группу людей высказать онлайн оценку изображений экстерьеров зданий и природных ландшафтов по тем же психологическим параметрам, оцененном в оригинальном исследовании Коберна и его коллег. Специалисты использовали методы сетевой науки для анализа полученных ответов.

Здания и природные ландшафты

Как и ожидалось, специалисты обнаружили: люди чаще соглашались, рассматривая пейзажи, чем здания. Как и в других отчетах, люди разделяют вкус к природным объектам, возможно, из-за предпочтений, сформированных эволюцией определенным образом, не применимым к искусственным артефактам. Предпочтения в отношении зданий, скорее всего, зависят от опыта человека, индивидуальной и культурной истории.

Было обнаружено, что реакция людей на здания объяснялась теми же основополагающими параметрами, выявленными для внутренних пространств: согласованностью, очарованием и уютом. Следствия когерентности и очарования десятилетиями считались важными компонентами эстетического опыта, но домашняя обстановка до сих пор недостаточно изучена. Измерение в совершенно новом наборе изображений подтверждает его важность для эстетического восприятия среды.

Специалисты обнаружили аналогичные базовые измерения для природных сред. Очарование, связность и уютность по-прежнему лежали в основе ответов, хотя согласованность и уютность сочетались таким образом, не как для зданий.

Работа Коберна и его коллег основывалась на изображениях, тщательно подобранных архитекторами. Специалисты использовали наиболее разнообразный набор пробелов. Постоянство важности связности, очарования и домашнего уюта предполагает, что все представляет собой основные реакции на пространственное окружение.

Относительность домашнего уюта

Были обнаружены некоторые различия в психологических реакциях на искусственные и природные пространства. Наиболее интригующе: домашняя обстановка ассоциировалась с большей естественностью в застроенной среде, в то время как уютные природные ландшафты были упорядоченными. Различие предполагает, что люди предпочитают естественные объекты с оттенком человеческого порядка и объекты, созданные руками человека, выглядящие естественно.

Многие утверждают, что природа расслабляет или успокаивает. Вероятно, неправильно думать о полностью естественной среде как таковой. К примеру, человека, помещенного посреди океана или глубоко в джунгли, природа вряд ли успокоит или утешит. Скорее, чтобы быть комфортной, природа должна стать в некотором роде упорядоченной: чистый, спокойный пляж или ухоженный кемпинг имеют уровень организации, делающей среду гостеприимной.

Расширение понимания, как люди воспринимают окружающую среду, с тщательным учетом различий в разных контекстах, способно помочь дизайнерам и архитекторам создавать пространства, вызывающие желаемые реакции у обитателей.


Поделиться
Как использовать эффект поддержки в социальных сетях Previous post Как использовать эффект поддержки в социальных сетях?
Как самые причудливые сны способны помочь в реальной жизни Next post Как самые причудливые сны способны помочь в реальной жизни?