Человеческое общество как особая реальность в социологии Эмиля Дюркгейма

Человеческое общество как особая реальность в социологии Эмиля Дюркгейма

Поделиться

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог «классического периода», оказавший достаточно огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основными трудами ученого в области социологии являются: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».

Социология и этнология

Новым этапом развития социальной теории стали идеи французской социологической школы, во многом определившие развитие этнологии в первой половине ХХ века. Основателем направления по праву считается выдающийся французский учёный Эмиль Дюркгейм.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — один из общепризнанных основоположников социологии как науки. Центральной идеей теории Дюркгейма была идея о том, что человеческое общество представляет собой особую реальность, не сводящуюся к сумме составляющих индивидов.

В теоретическом понимании общества Э. Дюркгейма выделяются два основных направления: натурализм и социальный реализм.

  1. Первый коренится в понимании общества и его закономерностей по аналогии с природой и связан с традициями Просвещения.
  2. Второй предполагает понимание общества как особую реальность, отличной от всех других типов реальности (физической, химической, биологической) и коренится в понятии общества.

Большинство произведений Эмиля Дюркгейма написано на обширном этнографическом материале. Это показывает, что он искал аргументы для своих социологических концепций на культурной основе.

Социальная солидарность

Основной идеей, вдохновлявшей Дюркгейма, была идея социальной солидарности. Ему было свойственно стремление найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество.

По Дюркгейму, силой, создающей социальное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Его главный тезис заключался в том, что разделение труда, подразумевающее профессиональную специализацию, все больше выполняет ту интегрирующую роль, которую когда-то играло общественное сознание. Вследствие усиливающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться видами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции, невольно образуя единое целое.

В неразвитых, архаичных обществах существовала механическая солидарность. Люди в обществах были связаны между собой чисто механически. Сплоченность определялась сходством личностей и социальных функций, неразвитостью индивидуальных качеств личности. Когда нет места индивидуальным отклонениям, коллективное сознание, которое в архаическом обществе целиком религиозно, регулирует всю жизнь личности без остатка.

Напротив, религия в современном обществе охватывает все уменьшающуюся часть социальной жизни. Развитие разделения труда, при котором появляется все большее число и разнообразие функций, является основным фактором, ослабляющим единое коллективное сознание. Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост населения, определяющий интенсивность общественной жизни, увеличение «физической плотности», «объема» общества.

Коллективные представительства

Еще одним ключевым понятием в теории Эмиля Дюркгейма было понятие «коллективных представлений». Он понимал их как совокупность убеждений и чувств, общих для членов одного общества. Такие представления можно назвать «коллективным сознанием». Они не вытекают из личного опыта отдельного члена общества, а навязываются личности социальной средой.

Именно коллективные представления выполняют функцию поддержания групповой солидарности в обществе. Наиболее яркое и последовательное воплощение социальной теории Э. Дюркгейма проявилось в его концепции религии. Ученый предлагал искать истоки и объяснения религии в обществе.

Происхождение религий, таких как австралийский тотемизм, он вывел из структуры первобытного общества и его социальной организации. Эмиль Дюркгейм нарисовал яркую картину контраста двух периодов в жизни австралийских племен: период напряженного труда в одиночной борьбе за существование и период коллективных гуляний, когда по окончании трудового процесса все племя собирается вместе.

Монотонное, унылое и жалкое существование сменяется состоянием крайнего подъема и восторга. Как будто людьми овладевает некая могучая сила, которая возвышает их над реальностью, заставляя думать и чувствовать иначе, чем в обычное время. Это создает представление о двух качественно противоположных мирах. Речь идет об обычном и священном, пробуждающем веру в великую преобразующую силу коллективизма.

Изучая тотемизм в первобытных обществах, Эмиль Дюркгейм увидел в нем прообраз «сложных» современных обществ и перенес черты тотемизма на современные религии.

Центральный элемент

Идея Бога как необходимого центрального элемента религиозных систем отвергается. Он утверждал, что Бог верующих является лишь «образным» выражением общества. Отсюда почти безграничное влияние религии на культуру, личность и основные модели человеческого мышления.

Общество является автором и субъектом религиозного поклонения и догм. Оно создаёт религию и вызывает религиозное поклонение, это Бог и верующий одновременно. В число приоритетов социальных исследований Эмиль Дюркгейм включил не только религию, но и мораль.

В трактовке природы морали, происхождения и функций он придерживался концепции социологии, выводящей мораль из социальных условий, социальной среды, социальной структуры в ее конкретном понимании.

Эмиль Дюркгейм рассматривал мораль как систему объективных правил поведения. Их отличительной чертой была императивная, принудительная и личная заинтересованность в нравственных ценностях. Интерпретация социальных функций морали Дюркгейма напрямую связана с теорией воспитания. Его целью было формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств его личности, которые необходимы обществу.


Поделиться
Социально-эмоциональное обучение — беспроигрышный вариант для учителей и учащихся Previous post Социально-эмоциональное обучение — беспроигрышный вариант для учителей и учащихся
Важность дистанционного обучения Next post Важность дистанционного обучения