Аномальное – всегда плохо: почему люди смотрят свысока на людей, выглядящих иначе

Аномальное – всегда плохо: почему люди смотрят свысока на людей, выглядящих иначе

Поделиться

Почему люди довольно часто смотрят свысока на людей, выглядящих иначе? Что представляет собой определенный стереотип «аномальное – всегда плохо»? Лица приносят социальные выгоды и издержки. Люди наделяют привлекательные лица желательными характеристиками, к примеру, большей надежностью. Подобные выводы имеют реальные последствия. К примеру, люди охотнее берут деньги взаймы у кредиторов с заслуживающими доверия лицами.

Доминирование, судя по лицам кадетов Вест-Пойнта, было связано с продвижением по службе, получаемым военнослужащими десятилетия спустя. Компетентность, судимая по лицам людей, баллотирующихся на политические посты, была связана с фактической долей голосов на выборах.

Политические кандидаты, сталкивающиеся с консервативным электоратом, выигрывают от того, что выглядят наиболее стереотипно, чем соперники. Особенно тревожно то, что предполагаемая достоверность лиц заключенных была связана с тем, были ли они приговорены к пожизненному заключению или к смертной казни за убийство первой степени.

Взятые вместе, «правильные» черты лица могут сделать человека более заслуживающим доверия, могут облегчить достижение карьерных целей и могут представлять особое значение в ситуациях жизни или смерти. Если иметь «правильные» черты лица, то возможно получать определенные преимущества? Что получают люди с «неправильными» чертами лица? Как реагируют окружающие на людей, отклоняющихся от определенной психологической нормы восприятия?

Стереотип «аномальное – всегда плохо»

Психологи часто сообщают: люди с аномальными чертами лица, такими как шрамы, расщелина губы и неба или паралич, подвергаются социальным наказаниям за то, что выглядят иначе. Люди с аномальными лицами считаются менее привлекательными и менее заслуживающими доверия, чем люди, чьи лица лишены подобных черт. Они провоцируют неявные и явные предубеждения. Плохое обращение со стороны некоторых зрителей вызывают реакции мозга, связанные с предубеждениями и поведением. Психологи называют данный набор негативных убеждений, предубеждений, состояний мозга и поведения стереотипом «аномальное – всегда плохо».

Возможные источники смещения

Откуда берутся негативные ассоциации с лицевыми аномалиями? Одна из возможностей заключается в том, что люди избегают взаимодействия с окружающими, лица которых имеют аномальные черты. Потому что черты сигнализируют о наличии заразной болезни. Поскольку не все лицевые аномалии являются признаками заражения, стереотип «аномальное – всегда плохо» может быть чрезмерным обобщением механизма, развивающимся для поддержания здоровья людей.

Если стереотип «аномальное – всегда плохо» является побочным продуктом эволюции, то человек может смотреть свысока на людей, выглядящих иначе? Необязательно. Несмотря, что большинство нечасто взаимодействуют с людьми, чьи лица заметно отличаются, негативные культурные сообщения об аномалиях лица могут стать источником стереотипа «аномальный – всегда плохо».

Использование лицевых аномалий для обозначения морального разложения остается популярным приемом в западном повествовании. Физическое и моральное превращение Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера в приквелах «Звездных войн», рябое лицо последнего злодея из «Джеймса Бонда» и угрожающая улыбка Джокера, буквально вырезанная на его лице – лишь несколько примеров. В фильме «Король Лев» самого крутого плохого парня даже зовут «Шрам». Среднестатистический человек, вероятно, не имеет большого личного опыта в отношении лицевых аномалий, негативные представления об аномалиях пронизывают западную культуру.

Оба возможных пути к стереотипу «аномальное – всегда плохо», как побочный продукт адаптации для избегания патогенов или как побочный продукт культурного обучения, вполне вероятны. Как можем сказать, кто прав? Данная проблема не только для исследователей, интересующихся лицевыми различиями. Чрезмерное доверие к добровольцам исследователям из западных, образованных, промышленно-развитых, богатых и демократических групп населения угрожает обобщению исследований в области психологии и смежных дисциплин в целом. Фотографии лиц, используемых психологами для многочисленных исследований, часто бывают чрезмерно странными.

Если стереотип «аномальное – всегда плохо» не представляет собой побочный продукт социального обучения, если он связан с избеганием патогенов, тогда люди должны найти подтверждение данному феномену у лиц, не являющихся странными. Специалисты объединились с кросс-культурными психологами Кристофером Смитом и Кореном Аписеллой, чтобы проверить идею в опубликованном исследовании. Психологи искали свидетельство стереотипа «аномальное – всегда плохо» у членов племени охотников-собирателей на северо-западе Танзании, хадза.

Охотники-собиратели Хадза

Жизнь охотников-собирателей хадза сильно отличается от жизни среднего человека в материально развитой культуре. Около 300 хадза существуют за счет способности охотиться и добывать пищу. Обычно они живут с 20-30 другими хадза в лагерях, перемещающихся каждые шесть-восемь недель по мере истощения местных ресурсов. Хадза по-разному относятся к культуре, отличной от хадза. Некоторые практически не имели контакта с миром за пределами земли хадза. Психологи рассуждали: если стереотип «аномальное – всегда плохо» – инструмент для избегания патогенов, то должен быть обнаружен у хадза, даже у мало знакомых с культурой, отличной от хадза.

Используя компьютерные алгоритмы, специалисты создали фотографии невиданных ранее хадза и в цифровом виде наложили шрамы на их лица. Специалисты отвезли фотографии в десять лагерей хадза и спросили добровольцев хадза о реакции на лица на фотографиях. Специалисты показывали две фотографии лиц (со шрамом и без) и спрашивали, у кого ожидают наиболее нравственные качества.

Сначала результаты выглядели согласующимися с идеей, что избегание патогенов лежит в основе стереотипа «аномальное – всегда плохо». Когда спросили, кто обладает лучшими моральными качествами, хадза чаще выбирали типичные лица, чем лица со шрамами. Однако, когда психологи приняли во внимание, какое влияние каждый хадза имел на культуру, отличную от хадза, доказательства обобщаемости стереотипа «аномальное – всегда плохо» исчезли.

В отличие от тех хадза, больше всего подверженных культуре, кто меньше всего подвергался воздействию, с одинаковой вероятностью выбирали лица со шрамами, как и типичные, при оценке морального характера. Поскольку только хадза, подвергшиеся воздействию культуры, показали существование стереотипа «аномальное – всегда плохо», исследование предполагает, что данная предвзятость приобретена.

Поддержка культурного происхождения коварного стереотипа «аномальное лицо – всегда плохо» порождает оптимизм: если стереотип усвоен, его можно и разучить.


Поделиться
Почему люди используют косметику и не обращают внимание на побочные эффекты Previous post Почему люди используют косметику и не обращают внимание на побочные эффекты?
Помогает ли уменьшить стресс посещение художественного музея Next post Помогает ли уменьшить стресс посещение художественного музея?